Гауя 1984 Из походного дневника

Всю жизнь разнообразные стихии влекли к себе людей. Их красота и бескрайность привлекали абсолютно всех. Это случилось и с нами. Достаточно пополнив свой опыт пешими маршрутами, мы решили испробовать себя в водном туризме. Первое знакомство с этим видом спорта произошло ещё в прошлом году на р.Песь в Новгородской области.

Маршрут этого года проходил по реке Гауя Латвийской ССР и начинался в поселке Вишери в 4-5 часах езды от г.Пскова.
После продолжительных сборов, упаковок и проклеек байдарок мы наконец двинулись в путь. Свежий воздух, полная свобода поднимали наше настроение и возбуждали аппетит (хорошо помогали в утолении голода взятые из Москвы «сушечки, сырок и колбаска»).
Большой успех имели своеобразные соревнования, проходящие на воде. Так как состав экипажей был разнообразен — имелись мужской, женский и смешанный — такие соревнования вызывали продолжительные взрывы хохота. В конце концов побежденные девушки скромно отступали, а молодые люди с необыкновенно вдохновенным видом и поднятыми вверх носами выплывали вперёд.
Окружающие красоты привлекали наше внимание. Проплывая мимо высоких берегов, исписанных подписями проезжающих туристов,  мы останавливались и, бегая по склонам, выплёскивали накопившуюся энергию. Благодаря таким прогулкам наше движение не было равномерным: проходя в один день 30-35 км, а то и больше, в другой день мы могли пройти лишь 10 км.  Это нас не расстраивало,так как все были уверены в своих возможностях. Этот поход также был одним из примеров нашей самостоятельности. Из-за отсутствия взрослых руководителей мы должны были принимать все решения, выходить из различных ситуаций без помощи. При этом несколько затягивались споры и выяснения, но в конце концов принимались достаточно трезвые и обдуманные решения.

Время шло своим чередом, день за днём. Отсутствовавшие в начале маршрута населенные пункты стали появляться все чаще и чаще. Делая «налет»на местные магазины и осмотрев все интересующие нас места, мы отчаливали.

В Валмиере, в самом крупном городе северной части Латвии, к нам подъехал успешно сдавший экзамены в институт Юрик. Все были очень рады появлению нового лица, к тому же, теперь у нас были заняты вечера благодаря приехавшему «аккомпанементу пения». Поэтому жизнь наша потекла несколько по-иному, веселее.
После Валмиеры начался национальный заповедник Латвийской ССР р.Гауя.  Стоянки плановые, с установленными местами для костра, мусора и т.д. Стоянки расположены в 4-6 км друг от друга на удобных берегах с чистыми, аккуратными полянками.

Пройдя Цесис — один из самых древних городов Латвии — мы приплыли в Сигулду. Здесь к нам подъехали Соня и Селин Андрей.

Сам город расположен на горе Глезнотаю, на которую ведёт длинная деревянная лесенка, на другой стороне реки расположен Турайдский замок, где сейчас идут реставрационные работы. Рядом с замком — могила «Турайдской розы», легенда о которой легла в основу трагедии Яна Райниса «Любовь сильнее смерти».

Дальнейший наш маршрут должен был проходить по каналам, через озера и окончиться на Рижском взморье. Но из-за отсутствия воды в каналах общим собранием было решено не ознаменовывать наш поход таким мероприятием как волок байдарок и, проплыв еще 5 км до поселка Адажи, просушив и собрав байдарки, мы отправились в Ригу на автобусе. Через 35 минут мы были в городе. Сданный в камеру хранения багаж освободил нас от дежурства на вокзале, и мы были абсолютно свободны. В нашем распоряжении было 2,5 дня и 3 ночи (бессонные). Налеты на магазины были оставлены на потом, а сначала в наших перспективах был осмотр памятников архитектуры и достопримечательностей. Посмотрев Домский собор, церкви св.Якова, св.Иоанна, Рижский замок XIV — XVIII столетий, окончательно устав от бесконечного хождения, мы в изнеможении вернулись на вокзал. Последующие дни также были посвящены прогулкам по Риге. Архитектура города, расположение домов настолько не походит на привычные московские улицы, что, даже уставшие, мы продолжали бродить по городу. Побывав на смотровой площадке собора св. Петра, мы как бы сходили на экскурсию по городу. Съездили в Юрмалу, взглянули на море. Словом, впечатлений было очень много. Вечерний отдых перед сном проходил на лавочках на берегу Даугавы. 25 августа в 8.50 у нас поезд. Уже сев в вагон, все с удовольствием вспоминали эти чудесные дни. Последним общим собранием поход был оценен отметкой «удовлетворительно», но на следующий год намечен более сложный маршрут.